Методические рекомендации по прохождению практики студентов Балхашского многопрофильного колледжа направления «Правоведение»

Общие положения

объектом профессиональной деятельности студентов  являются:

– события и действия, имеющие юридическое значение;

– правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

– правовые отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Специалист, изучающий юриспруденцию, должен уметь понимать закон, применять нормы права и следовать предписаниям закона в служебной деятельности и личном поведении.

Практика осуществляется в двух  видах – ознакомительная и производственная, каждая из которых решает свои конкретные цели и задачи. Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом.

Целями ознакомительной практики являются получение первичных профессиональных умений по специальности, приобретение опыта организационной работы, повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию.

Задачами ознакомительной практики являются: ознакомление с профилем специальностей по правовой работе; использование теоретических знаний при освоении функциональных обязанностей по отдельным должностям; подготовка проектов процессуальных документов; овладение методикой проведения отдельных процессуальных действий.

Места прохождения ознакомительной практики

Ознакомительная практика студентов проводится на базе судов общей юрисдикции: районного (городского) суда, областного, административного суда; прокуратуры района, города; нотариальной конторы; адвокатуры; органов внутренних дел; финансовой полиции; таможенных органов; органов юстиции; органов местного самоуправления; юридических служб предприятий.

Учебная практика студентов включает в себя посещение канцелярий, секретариатов перечисленных выше учреждений и органов правоохранительной системы и судов; прослушивание информации об их деятельности; участие в заседаниях судебных процессов, при проведении следственных и нотариальных действий.

Перед началом учебной практики студент обязан прибыть в соответствующую плану организацию, к ее руководителю и специалисту по персоналу, согласовать с ними тему и место прохождения учебной практики.

Производственная практика

Цели и задачи производственной практики

Производственная практика является апробацией знаний студентов, полученных за период обучения и их применения к проводимым должностными лицами процессуальным действиям.

Основные цели производственной практики – закрепление и углубление теоретических знаний в области правоведения, приобретение практического опыта, усвоение методики проведения следственных, нотариальных и иных  процессуальных действий, укрепление мотивации к профессиональной деятельности.

Задачами производственной практики являются:

- расширение диапазона представлений у студентов о своей будущей профессиональной деятельности;

- подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению профилирующих специальных дисциплин;

- апробирование знаний по специальным дисциплинам, полученных в ходе образовательного процесса, освоение профессиональных умений и навыков поведения в рамках избранной специальности;

- получение новых навыков и умений в ходе деятельности как специалиста-юриста;

- формирование взаимоотношений с коллегами по работе.

Места прохождения производственной практики

В судах общей юрисдикции

При прохождении практики в суде студенты присутствуют при приеме граждан судьей и выполняют отдельные его поручения:

- знакомятся с нарядами (журналами назначения дел к слушанию, журналом дел в канцелярии);

- изучают конкретные, подлежащие судебному рассмотрению гражданские дела, и докладывают судье свое мнение относительно того, что необходимо сделать в порядке подготовки дела к судебному разбирательству и подбору доказательств;

- изучают отдельные гражданские дела, назначенные к слушанию в судебном заседании, подбирают законодательный материал, относящийся к этим делам;

- во время слушания дела ведут параллельно с секретарем протокол судебного заседания, составляют проект решений и определений (по 2-3-м делам);

- знакомятся с поступившими в суд жалобами, исковыми заявлениями, подбирают нормативно-правовые акты, составляют проекты определения суда второй инстанции на поступившие жалобы и протесты;

- участвуют в подготовке дела к кассационному разбирательству.

При прохождении практики в суде студенты знакомятся:

- с судебным разбирательством с вынесением определения;

- с судебным разбирательством с вынесением решения;

- с судебным контролем за деятельностью нотариата;

- с обжалованием деятельности нотариуса;

- с рассмотрением конкретных дел о расторжении брака, о защите прав потребителей и другими делами по усмотрению студентов и руководителя производственной практики.

В государственной (частной) нотариальной конторе и адвокатуре

При прохождении практики в государственной нотариальной конторе студенты знакомятся:

- с порядком ведения делопроизводства, анализируют нотариальные действия и правила их совершения, нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами;

- с основными правилами совершения нотариальных действий: выдача дубликатов документов, удостоверение сделок, принятие мер к охране наследственного имущества, выдача свидетельств о праве на наследство, наложение и снятие запрещения отчуждения имущества, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода, удостоверение фактов, передача заявлений физических и юридических лиц, принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг, совершение исполнительных надписей, совершение протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков.

В судах общей юрисдикции

В период практики по уголовно-правовой специализации в суде студент знакомится:

- с организацией работы суда, составами судей, работой аппарата суда, делопроизводством по уголовным делам;

- с деятельностью суда по осуществлению правосудия: характером рассматриваемых уголов-ных дел, ходом судебного процесса. С этой целью перед рассмотрением дела в суде студенты знакомятся с конкретным делом, подбирают необходимый для этой стадии процесса законодательный и нормативный материал, ведут протокол судебного заседания параллельно с секретарем судебного заседания.

Студенты, проходящие производственную практику в суде, присутствуют при рассмотрении дел; при приеме судьей граждан; знакомятся с материалами изучения и обобщения судебной практики по уголовным делам; выполняют отдельные поручения руководителя практики.

В прокуратуре

При прохождении практики в прокуратуре студенты знакомятся:

- со структурой прокуратуры, организацией ее работы;

- с направлениями прокурорского надзора (изучается под руководством помощника прокурора по данному направлению надзора);

Изучают роль прокурора в суде, для чего присутствуют в суде при рассмотрении уголовных дел, акцентируя внимание на обеспечении состязательности сторон, поддержании госу-дарственного обвинения, практике принесения протестов.

Студент выполняет отдельные поручения прокурора или следователя, если это соответствует цели производственной практики.

В органах внутренних дел и финансовой полиции

При прохождении практики в органах внутренних дел и финансовой полиции студенты знакомятся:

- с задачами и функциями органа внутренних дел, и финансовой полиции криминальной полиции, органов розыска и следствия, органов дознания (производство расследования по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно и по которым его проведение не обязательно);

- с формами взаимодействия  следователей органов внутренних дел с оперативными службами;

Студенты, проходящие производственную практику в органах внутренних дел и финансовой полиции могут привлекаться для участия в проведении следственных действий, выполнять отдельные поручения сотрудников органов дознания и следствия. По согласованию со следователем  руководителем практики студенты оказывают помощь при проведении отдельных следственных действий (допроса, опознания, выхода на место совершения преступления, выемки и др.), а также получают навыки в составлении протоколов следственных действий.

В органах исполнительной власти  и местного самоуправления

В ходе практики студенты изучают предмет (предметы) ведения и функции данного органа исполнительной власти местного самоуправления, разграничение функций и компетенцию между органом местного самоуправления и органами государственной власти, а также формы взаимодействия между ними.

Необходимо рассмотреть систему исполнительных органов и структуру органа местного самоуправления, в котором осуществляется практика.

Обязанности студентов на практике

Студенты при прохождении практики обязаны:

  • подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики;
  • выполнять все виды работ, которые не противоречат функциям учреждения и не угрожают здоровью практикующихся студентов;
  • выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок по каждому виду практики;
  • отработать программу практики в другие сроки в случае болезни или других объективных причин.

Формы отчета о прохождении практики

В качестве отчетных материалов выступают:

1 отзыв о прохождении практики студентом, составленный руководителем практики. Для составления характеристики используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом. Отзыв оформляется на бланке «Направление на практику»;

2 отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме.

В установленный срок (не позднее семи дней после окончания практики) студент составляет письменный отчет в формате Microsoft Word, оформленный в соответствии с методическими указаниями и отражающий степень выполнения программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами преподавателю.

Все оформленные отчетные документы по практике сброшюровываются в следующей последовательности (1 – самый верхний отчетный документ, 3 – самый низший отчетный документ):

1 «Направление на практику».

2 «Титульный лист отчета о прохождении практики».

3 Письменный отчет о прохождении практики.

Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении учебной, производственной и преддипломной практик

В отчет по каждому из видов практик должны входить следующие составляющие:

Титульный лист.

В бланке “Направление на практику” необходимо заполнить графы: тема, задание (перечень работ), организация (место прохождения практики), срок начала и окончания практики, продолжительность практики, навыки (приобретенные за время практики).

В отзыве руководителя практики от предприятия по месту прохождения практики необходимо дать оценку отношению студента к работе (с подписью ответственного лица), поставить дату завершения практики и круглую печать предприятия.

Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, содержит, примерно, 1800 знаков на странице (включая пробелы и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; левое, верхнее и нижнее – 2,0 см; правое – 1,0 см; абзац – 1,25 см.

Объем отчета должен быть:

- для учебной (ознакомительной) практики – 5-10 страниц (в формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными выше);

- и производственной - 15-30 страниц (в формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными выше).

Исходя из указанного объема текста отчета, он должен включать следующие основные структурные элементы и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам.

Введение:

- цель, место, дата начала и продолжительность практики;

- перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.

Основную часть:

- описание организации работы в процессе практики;

- описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики;

- перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.

Заключение:

- необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;

- дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;

- сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.

Страницы отчета нумеруют арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в центре нижней части листа (выравнивание от центра) без точки в конце номера.

Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц, но не засчитываются в объем работы. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста отчета. Номер следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в одну строку с ее номером через тире.

Рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все рисунки должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации / рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Название и нумерация иллюстраций, в отличие от табличного материала, помещаются под ними внизу посередине строки. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

На все приводимые иллюстрации должны быть ссылки в тексте отчета. Например, «см. рисунок 1», «… в соответствии с рисунком 2».

При необходимости в отчете могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте отчета на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано на примере.

Пример:

а) ____________

б) ____________

1) ______

2) ______

в) ____________

Примечания приводят в отчетах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруется. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами без проставления точек.

Пример:

Примечания

1 _______________________________________________________________________________

2 _______________________________________________________________________________

3 _______________________________________________________________________________

Подстрочные ссылки также имеют сплошную нумерацию.

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа – их детальная расшифровка.

Приложения, используемые в отчете, следует применять только те, на которые есть ссылка в тексте отчета. Приложения даются в конце отчета, располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте. В приложения обычно входят различные схемы, графики, таблицы, данные исследований и т.п. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени, иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая ее последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в отчет без изменений в оригинале. На титульном листе документа в центре печатают слово «Приложение» и проставляют его буквенное обозначение, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц отчета.

При написании текста отчета кроме навыков, приобретенных за время практики и предложений по организации учебного процесса, важно показать проблемы и противоречия, возникшие в ходе практики и предложить пути разрешения этих проблем.

Наиболее общими недостатками при прохождении практики и составлении отчета по ней являются:

- нарушение правил оформления отчетных документов (отчета о практике);

- невыработка положенного по Государственным образовательным стандартам времени, отводимого на практику;

- неудовлетворительное состояние личной дисциплины во время прохождения практики;

- расплывчатость заключений студента о прохождении практики.

Темы ознакомительной и производственной практик

Ознакомительная и  производственная практики могут проходить по темам, представленным в перечне тем ознакомительной и производственной практик студентов направления «Правоведение».

В зависимости от своих склонностей и формирующихся профессиональных интересов студент самостоятельно выбирает из представленного перечня тему практики и согласовывает свой выбор с директором организации, в которой он проходит практику, и со специалистом, который осуществляет руководство практикой на месте.

В некоторых случаях, по согласованию со специалистом по персоналу учреждения, тема учебной, производственной и преддипломной практик может быть выбрана не из представленного перечня тем, а предложена самим студентом. Однако она должна соответствовать функциональным задачам, решаемым в организации/учреждении, так как место проведения практики не может быть изменено